Консультативный пункт

 

Ваш ребенок пока не посещает детский сад?
Значит  эта информация для Вас!
 Специально для Вас на базе нашего детского сада  начал свою работу
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ
Родителей детей, посещающих и не посещающих детский сад, мы приглашаем посетить консультационный пункт в нашем детском саду.
     Цель: создания консультационного пункта – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитывающих детей дошкольного возраста, поддержка всестороннего развития личности детей дошкольного возраста.
    Задачи консультационного пункта:
- оказание методической, педагогической и консультативной помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития, воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста, посещающего и не посещающего дошкольное учреждение;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьёй;
- информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, о других организациях социальной и медицинской поддержки, которые оказывают квалифицированную помощь ребёнку в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- содействие в социализации детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение;
- обеспечение успешной адаптации детей при поступлении в школу.
График приёма посетителей:
Среда 12.00-13.00
Прием заявлений от  родителей ведется по предварительной записи. Записаться можно в журнале посещений. Запись проводится с понедельника по пятницу с 9:00 до 15:00
Контактное лицо:
Сучкова Екатерина Александровна– Врио заведующего МБДОУ,  т. +7(978) 872-51- 28
Мы всегда готовы Вам помочь! Услуги консультационного пункта оказываются бесплатно. 
АНКЕТЫ

.Анкета для родителей docx

.Анкета для родителей docx

 

КОНСУЛЬТАЦИИ

Воспитание патриотических чувств у дошкольников..doc

Консультации по ПДД (1).docx

Рекомендации по развитию детской инициативы..doc

Как приучить ребёнка к горшку

                                   Приучение ребенка к горшку: советы специалистов

      Как и когда приучать ребенка к горшку – один из тех вопросов, который вызывает жаркие дебаты среди родителей и педагогов, придерживающихся разных подходов. Специалисты МБДОУ собрали рекомендации: как понять, когда ребенок готов к самостоятельной регуляции естественных потребностей, какие методы приводят к стабильному результату и не травмируют психику и физиологию малыша, что ещё следует держать в голове.


 
                                                           Какие подходы существуют?
     Приучение к горшку включает в себя умение ребенка произвольно регулировать отправление естественных потребностей и использовать для этих целей горшок или унитаз. Отношение к задаче сильно варьируется в зависимости от культурных особенностей и стиля воспитания конкретной семьи: пока одни предлагают полностью исключить использование памперсов для более быстрого и эффективного приучения к туалету, другие предлагают дождаться трёхлетнего возраста для начала обучения.
        Подходы к обучению тоже различны: некоторые покупают настоящие горшки-троны и придумывают целую систему поощрений за «сухие штаны», другие же сосредотачиваются на системах наказаний за штаны мокрые.
     Первое, что нужно запомнить родителям это то, что отправление естественных потребностей является нормальной частью жизни человека любого возраста. Поэтому не стоит преподносить ребенку этот процесс как позорный или грязный, но и особенно выделять его среди других сигналов человеческого тела также не стоит.
Заостренное внимание родителей на туалетных проблемах ребенка не поможет в освоении навыка, но легко сможет вызвать психологические проблемы у малыша или даже невротические нарушения. Самый главный совет в этой области – расслабиться и положиться на самого ребенка, у них есть все предпосылки для решения этой задачи.
 
                                                        Условия успешного освоения горшка
        Для того, чтобы научиться произвольно контролировать свой кишечник и мочевой пузырь, необходима физиологическая готовность органов, а также мотивация ребенка и достаточная зрелость психических функций.
                                                             Физиологическая готовность
       Перед тем как начать произвольно контролировать процесс, малышу нужно пройти важные этапы физиологического развития, а именно научиться замечать отправление естественных потребностей и контролировать сфинктеры мочевого пузыря и прямой кишки.
Нейроны, ведущие к сфинктерам, не успевают созреть на момент рождения ребенка (процесс их миелинизации еще не завершен, а значит и сигнал пока не отличается точностью и своевременностью), но приходят в полную рабочую готовность достаточно быстро.
Неплохим признаком физиологической готовности является освоение ребенком передвижения на четвереньках и уверенное удержание равновесия в положении сидя. Примерно в этом же возрасте мочевой пузырь вырастает до достаточных размеров, чтобы начать скапливать в себе жидкость (до этого он скорее выполняет роль трубки, чем пузыря).
Начинать приучение к горшку можно после появления признаков физиологической готовности. Лучше раньше, чем позже, так как зачастую у малышей больше интереса, они замотивированы и быстрее достигают результата, в то время как более старшие дети становятся упрямее, их сложнее отвлечь от игры или общения со сверстниками, чтобы отвести в уборную.
 
                                                               Психологическая готовность
    Помимо физиологической возможности контролировать необходимые мышцы, ребенку нужно научиться различать сигналы своего тела и приобрести желание оставаться сухим и чистым. Именно сочетание этих двух условий сформируют у ребенка желание научиться пользоваться горшком или унитазом.
     Именно сам малыш должен решить, что не хочет ходить с грязными подгузниками или бельем. Помните, что ещё совсем недавно он совершенно не переживал о подобных вещах, а вы радовались такому восхитительному изобретению человечества, как подгузники, поэтому для перенастройки может потребоваться время.
      Попытки использовать внешнюю мотивацию в этом деле (похвала, поздравления, награды или наказания) является палкой о двух концах. С одной стороны, возможно, внешняя мотивация ускоряет процесс приучения к горшку, но с другой стороны надолго отодвигает формирование внутренней мотивации ребенка быть сухим и чистым. Только сам малыш может решить, что хочет быть чистым и сухим, в том числе здесь работает желание приобрести большую самостоятельность и быть похожим на маму и папу.
 
                                                       Создаём подходящую среду для ребенка
    Теперь давайте поговорим, из каких элементов состоит среда, способствующая приучению ребенка к горшку. 
                                                        Снимайте супервпитывающий памперс
       Ещё один важный момент – это необходимость давать ребенку возможность замечать изменения в организме, в частности почувствовать на себе «мокрые штаны». Для этого нужно давать ребенку как можно больше времени походить без подгузника, а также отдать предпочтение многоразовым тканевым памперсам. Помимо всех прочих преимуществ такого типа подгузников (например, экономии денег и использования более экологичных и «дышащих» материалов), именно тканевая разновидность позволит ребенку почувствовать лёгкий дискомфорт после испражнения, в отличие от обычных одноразовых памперсов, которые мгновенно впитывают влагу. Несмотря на кажущиеся преимущества быстрого впитывания, такие подгузники имеют очень важный недостаток – малыши не имеют возможности связать ощущения тела с результатом, а если нет ощущений, то нет и понимания последовательности процесса от появления желания сходить в туалет до непосредственно испражнения.
 
                                                                 Подберите подходящий горшок
        Было бы здорово сразу оборудовать унитаз так, чтобы малышу было удобно и безопасно его использовать, но, к сожалению, в условиях наших квартир это, как правило, практически невозможно, поэтому первое время мы используем детские горшки.
         Позаботьтесь о качестве горшка: он должен быть устойчивым, крепким, материал должно быть легко мыть. Также обратите внимание, насколько горшок будет удобен и гигиеничен, если у вас мальчик. А вот всевозможных мигалок, мелодий, рулей, кнопочек и других развлечений лучше избегать: все эти дополнения будут только отвлекать ребенка от основной задачи.
Мы рекомендуем разместить горшок в ванной комнате, а если её размеры совсем не позволяют этого сделать, то поставить его в комнате ребенка. Покупка нескольких горшков и расположение их по всему дому может показаться неплохой идеей, но только если это большой загородный дом в несколько этажей. В квартире же одного горшка абсолютно достаточно, ведь мы учим ребенка справлять свои потребности в отведенном для этого месте.
       Отдельной головной болью может стать разматывание ребенком туалетной бумаги по всей квартире. Если такое хобби малыша сложно контролировать, подготовьте корзинку с отдельными салфетками на время, пока страсть к разматыванию не пройдёт.
 
                                                                   Выбирайте удобную одежду
      Правильно подобранная одежда – это не меньше чем половина успеха. Выбирайте одежду, которую малыш может легко снять самостоятельно: колготки, штаны и шорты на резинке, лосины. Избегайте вещей-головоломок: комбинезонов, боди, штанов на молниях, веревочках и пуговицах, помните, что в нашем деле промедления недопустимы.
Использование трусиков также рекомендуется как из гигиенических соображений, так и дня приучения ребенка к ношению нижнего белья. Первое время вместо обычных трусиков можно использовать специальные трусы для приучения к горшку: они дают ребенку необходимые ощущения влажности, но не дают промокнуть всей одежде.

                                                     Спокойно относитесь к «туалетному» юмору
     В процессе приучения к горшку уже говорящие детки буквально изобилуют шутками, заставляющими краснеть всех взрослых в радиусе пары метров. Они обожают повторять слова из туалетного арсенала и заливаются от смеха, когда слышат их от кого-то другого. Относитесь к таким ситуациям спокойно: ваш малыш не сошёл с ума, он просто осваивает горшок, из-за чего крайне сосредоточен именно на этой теме.
 
                                               Практические советы по приучению ребенка к горшку
     Итак, ребенок обзавелся новым горшком и несколькими комплектами самой удобной одежды. Что дальше?
     Первое время мы показываем ребенку горшок и высаживаем его в процессе смены подгузников. Это делается для того, чтобы связать горшок с процессом справления нужды и сделать его частью распорядка дня малыша. Если в момент нахождения на горшке «что-то произошло» проговорите с малышом, что он сделал и возвращайтесь к делам.
       Через несколько дней или недель такого знакомства можно начать знакомство ребенка с трусиками. Обратите внимание малыша, что теперь на нём нет памперса и периодически отводите его на горшок (на этой стадии полезнее придерживаться регулярного распорядка, а не спрашивать малыша, хочет ли он на горшок). Если штаны всё же намокли, просто проследите, что малыш заметил этот момент и замените бельё.
     В течение периода приучения к горшку мы рекомендуем хранить сменную одежду в ванной комнате. В процессе смены белья всегда высаживайте малыша на горшок, даже если «уже поздно». Ваша задача просто связать горшок и отправление естественных потребностей в голове малыша.
      Давайте ребенку как можно больше самостоятельности в процессе: пусть он пробует самостоятельно одеваться и раздеваться (или хотя бы активно помогает вам одевать и раздевать его), складывает грязное белье в корзину или стиральную машинку, протирает пол тряпкой или шваброй.
        Избегайте наказаний и не ругайте ребенка, если он не успел добежать до туалета или не заметил, что ему пора в уборную. Вместо этого положите свои силы, чтобы помочь ему заметить свои потребности. Например, если малыш справляет потребности через 15 минут после еды, просто отведите его на горшок через 10 минут, не дожидаясь инцидента. Чтобы лучше представлять процесс работы организма вашего ребенка можно отмечать в тетради время, когда малыш справил нужду:
подобный дневник не только станет вашим помощником при приучении к туалету, но и при необходимости станет дополнительным источником информации в кабинете педиатра.
   Помните, что процесс приучения к горшку энергозатратен для родителей лишь вначале. Здесь нет волшебных пилюль и методик с повышенной эффективностью, наоборот, чем более простым и понятным для ребенка будет процесс, тем быстрее будет результат. По этой же причине мы не рекомендуем использовать на горшке игрушки и планшеты – внимание ребенка должно быть направлено на работу собственного тела.
          Как правило, малыши осваивают горшок в течение нескольких недель. Конечно, процесс требует от вас вложения времени и сил, но результат не заставит себя ждать. Со временем горшок можно будет сменить на унитаз, но, возможно, необходимо будет купить специальную ступеньку, чтобы малышу было удобно им пользоваться.
 
                                                                   Заметка о сухой кровати
Способность контролировать процесс во время сна обычно приходит гораздо позже, чем освоение горшка в дневное время. В течение периода долгого сна мозг взрослого человека замедляет процесс производства мочи и «блокирует» сфинктеры. Дети достигают этой стадии физиологической зрелости в разном возрасте, но обычно речь идёт о промежутке между тремя и шестью годами.
      До наступления физиологической зрелости малыш никак не может контролировать своё тело во время сна, поэтому родители вольны выбирать использовать ночной памперс или будить малыша в течение ночи. Оба метода имеют свои плюсы и минусы, поэтому становятся вопросом личных предпочтений.
     Очень важно помнить, что, если малыш регулярно просыпался в сухой кровати на протяжении недель или даже месяцев, а затем ночные инциденты вернулись, это может быть тревожным звоночком, сигнализирующим о физиологических или психологических проблемах ребенка. Подобные события требуют незамедлительного визита педиатра. Ни в коем случае не ругайте ребенка и не подшучивайте над ним на эту тему!
 
                                                                             Выводы
   Приучению к горшку пусть и энергозатратный, но не самый сложный процесс в воспитании ребенка. Запаситесь терпением, не стесняйтесь обсуждать с малышом вопросы физиологии, приобретите удобный горшок и позаботьтесь об одежде, которую ребенок сможет снимать и надевать сам. Не рекомендуется использовать в процессе приучения к туалету любую внешнюю мотивацию: похвалу, награду, угрозы, критику или наказания. Вместо этого позаботьтесь, чтобы малыша ничего не отвлекало и регулярно высаживайте его на горшок. Уже буквально через несколько недель вашего мягкого, но настойчивого поведения малыш сам научится распознавать сигналы своего тела и вовремя отправляться в уборную.

Почему ребенок не слушается?

                       Почему ребенок не слушается? Вероятные причины и способы выхода из конфликта с малышом

   До появления собственного первенца многие из нас были склонны считать непослушных детей закономерным результатом дурного воспитания. Теперь мы понимаем, что конфликты детей и родителей встречаются даже в самых образцовых семьях. Специалисты МБДОУ собрали самые частые причины нежелательного поведения детей, а также подготовили рекомендации, как использовать конфликтные ситуации на пользу детского развития.
 
Почему дети не слушаются?
     Казалось, что все запреты и просьбы максимально логичны и объяснены малышу в доступной форме, но вот вы просите не трогать дедушкины инструменты, а через пять минут успокаиваете рыдающего кроху, которому на ногу упал молоток. Попросили же не трогать и объяснили, что больно будет, а всё равно сделал по-своему. Давайте же разберемся, что движет детьми, когда они игнорируют наши просьбы и запреты.

Любопытство
        Самая распространенная причина непослушания детей — их природное любопытство. Мы

уже писали, что именно эта черта позволяет малышам развиваться, исследовать мир и становиться всё более и более самостоятельными. Непослушание становится частым спутником любопытных детей: если мама запретила что-то делать или куда-то ходить, малышу непременно нужно выяснить, что это она там скрывает.

Напряженная обстановка в семье и ближайшем окружении
       Разлады и трагические события в семье, её финансовое и социальное неблагополучие, грубое отношение окружающих и другие стрессы непросто даются даже взрослым людям, а малышам эмоциональная стабильность и тёплые отношения с родителями необходимы гораздо сильнее. Непослушание детей часто бывает связано с травмирующими событиями и высоким уровнем стресса в их жизни.
 
Копирование поведения других детей
     Дети склонны копировать поведение других, особенно дошкольники с ещё не сформированной системой ценностей и моральных координат. Ребенок просто видит пример успешного поведения и старается повторить этот успех с использованием тех же приёмов. Такая страсть к копированию абсолютно естественна, поэтому родителям маленьких детей следует следить за окружением малыша.
 
Взросление
      Да-да, взросление — это не только про кризис подросткового возраста. Малыш непрерывно развивается и взрослеет с самого первого дня своей жизни, а на пути к взрослости ему постоянно нужно ощупывать границы своих возможностей: ещё недавно он мог передвигаться в пространстве только на руках у мамы, а сейчас научился ходить. Вполне логичным является желание ребенка активно пользоваться этой самостоятельностью и требовать большей свободы у родителей.
 
Несоответствие требований возрасту ребенка
          Представьте, что вы требуете у грудничка перестать кричать и спокойно объяснить, что ему нужно. Абсурд? Конечно! А ведь очень часто настолько же абсурдные требования мы выдвигаем детям чуть постарше: долго концентрировать внимание, держать в памяти длинный порядок действий, безупречно ощущать время, понимать чувства окружающих, не реагировать на сильные раздражители. Разумеется, малыш не в силах выполнить то, что находится за пределами текущих возможностей, а несправедливые наказания вызывают у него бурю негативных эмоций, контролировать которые ребенок тоже пока не научился.
      Непослушание детей никогда не возникает просто из желания позлить родителей. Часто мамы и папы говорят, что дети будто сознательно выводят их из себя, но взрослым стоит помнить, что даже у такого поведения есть глубокие причины. Именно поэтому для того, чтобы конфликт способствовал развитию ребенка, необходимо в первую очередь проанализировать возможные причины непослушания.
 
Как вести себя, если ребенок не слушается?
      В любом деле всё достаточно просто в теории и очень сложно на практике, в детско-родительских же конфликтах всё сложно даже в теории, но всё же есть несколько универсальных рекомендаций для нормализации отношений с непослушным ребенком.
 
Не воспринимайте ссору, как что-то негативное
      Истерика посреди супермаркета или полное игнорирование ваших просьб никому не приносят положительных эмоций, тем не менее конфликт – это ситуация, в которой малыш пробует отстаивать свои границы, учится самостоятельности и принимает первые сложные решения (уж поверьте, что для открытого противостояния с любимым человеком необходимо немало мужества). Рассматривайте непослушание как уникальный способ научить ребенка чему-то новому и осознать собственные ошибки в воспитании. Ни вы, ни ребенок не идеальны, но вместе вы многому учитесь и делаете друг друга лучше.
      С непослушанием встречаются абсолютно все родители. Отличие по-настоящему внимательных мам и пап в том, что они воспринимают его как важный сигнал о состоянии ребенка и используют конфликты на благо воспитания и развития малыша.
 
Поставьте себя на место ребенка
      Нет-нет, мы не говорим сейчас о простой фразе в духе «Ой, да всё понятно, не получил желаемого, вот и рыдает!». Попробуйте представить себя в этом возрасте и в этой ситуации, представьте, в каких ситуациях вы можете испытывать подобные эмоции, попробуйте посмотреть на всё его глазами. Очень часто непослушание вырастает из нарушений в коммуникации и недопониманий, но только у взрослого человека есть достаточно жизненного опыта и силы воли, чтобы убедиться в том, что стороны конфликта говорят об одном и том же и представляют позиции друг друга.

       Например, зачастую за утренними капризами и нежеланием идти в детский сад стоят серьезные страхи одиночества или плохое настроение ребенка. Безусловно, в подобных ситуациях необходима наша родительская поддержка малыша, а не ужесточение требований и проявление настойчивости. В любом конфликте в первую очередь нужно убедиться, что вы владеете всей информацией.
 
Проанализируйте свои реакции
       С чего начался конфликт? Обоснованы ли ваши требования? Будучи живыми людьми, нам сложно видеть ситуацию со стороны: мы убеждены в чём-то и считаем, что для окружающих это так же очевидно. Ещё сложнее, когда мы теряем контроль над своими эмоциями: нам может быть невыносимо стыдно перед окружающими, мы можем быть испуганы или даже разгневаны поведением малыша, можем чувствовать бессилие и растерянность. Все эти эмоции искажают наше восприятие ситуации, поэтому перед принятием решений проанализируйте, что именно вас задело в поведении ребенка.
    Например, ребенок ни в какую не хочет убирать свои игрушки и как будто получает удовольствие от жизни в бардаке. Вы же, в свою очередь, считаете, что именно организованность является ключом к успешной жизни. Страх того, что малыш не обретет навыков самостоятельной организации пространства, заставляет вас замечать всё, что связано с бардаком в детской, и оставлять без внимания небольшие успехи в этой области (малыш сам положил на место книжку, вытер разлитую воду). А ведь гораздо полезнее будет отмечать именно успехи ребенка.
       Не позволяйте эмоциям и импульсивным поступкам влиять на ваши отношения с детьми. Старайтесь принимать все решения (особенно о наказаниях и ограничениях) в спокойном состоянии, когда сильные эмоции уже отступили.
 
Убедитесь, что малыш понимает ваши требования и способен их выполнить
      Мы уже писали, что требования к детям должны соответствовать их возрасту. Ребенок не сделает того, что не умеет, для чего у него нет нужных знаний и опыта, к чему не готов его мозг. В первую очередь это относится к восприятию ребенком времени, контролю своего тела и когнитивным процессам малыша.
      Представьте, что вы сообщили сыну, что вам нужно идти на прием к доктору через полчаса, а он при этом занят рисованием или увлеченно собирает конструктор. Разумеется, через полчаса начинается спор и требования дополнительного времени, а вы нервничаете из-за возможного опоздания.
      Чтобы избежать конфликта важно убедиться, что малыш услышал вас и понимает, что такое полчаса. Для дошкольника полчаса – это просто не сейчас, поэтому ему нужно помочь ощутить это время. Научите малыша пользоваться песочными часами, а само условие проговорите заранее, не отрывая его от игры, чтобы ребенок мог сосредоточиться на ваших словах.
      Другой частый пример связан с чрезмерным увлечением ранним обучением детей. Педагог по английскому жалуется, что пятилетний малыш не слушал объяснений и самовольно бродил по классу, но ведь неподвижное сидение и концентрация внимания в течение даже двадцати минут совершенно непосильная задача для пятилетки.
 
Оцените обстановку и примите взвешенное решение
         Плачущему ребенку скорее всего необходима ваша мягкая эмоциональная поддержка, а вот нравоучения лучше оставить для более удачного момента. Если малыш делает что-то опасное для здоровья, вам необходимо срочно вмешаться, а в более безопасных ситуациях собственный опыт может многому научить его, даже если и будет неприятным. Иногда дети в силу высокой эмоциональности могут «застрять» на каком-то событии и их просто необходимо отвлечь, а в некоторых случаях полезнее дать малышу время самому найти выход из ситуации.
       Родительство – это искусство, а значит любое действие имеет смысл, но важно выбрать самый полезный и эффективный выход из ситуации. Именно поэтому мы рекомендуем не принимать поспешных решений и в первую очередь проанализировать причины проблемного поведения ребенка, а также осознано устанавливать правила для малышей. Уверенные и рассудительные родители – самое главное условие гармоничного развития детей.

Не бойтесь обращаться к специалистам
       Очень часто современные родители стараются решить все проблемы самостоятельно и винят себя, если поведение ребенка ухудшается. В действительности же невозможно быть абсолютно объективным в отношении вещей, которые связаны с собственной семьёй. Зачастую опытный педагог и психолог может быть полезен именно в моменте анализа проблемного поведения ребенка. Специалисты по детскому развитию помогают родителям увидеть ситуацию под другим углом, могут «перевести», что малыш хочет сказать тем или иным поведением, а также могут дать рекомендации по налаживанию отношений в семье. За консультацией Вы можете обратиться к педагогам нашего детского сада.
     Консультация психолога никогда не обязывает родителей поступать определенным образом, но всегда позволяет рассмотреть привычные проблемы с другой стороны. Именно возможность проговорить свои тревоги и опасения в безопасной обстановке, провести диагностику ребенка и быстрее найти выход из сложившейся ситуации делает консультации детских психологов всё более и более популярными среди современных родителей.
 
                                                                                                  Выводы
        Непослушание и конфликты между родителями и детьми встречаются без исключения во всех семьях, где есть дети. Чтобы конфликтов с малышами было как можно меньше, родителям важно непрерывно анализировать происходящее, искать креативные подходы к воспитанию, а самое главное прислушиваться к чувствам малышей, не игнорируя и собственные эмоции. Обоснованные требования и четкая последовательность действий родителей, теплая атмосфера в семье и внимание к детским потребностям позволяет не только снизить общее число конфликтов с детьми, но и использовать каждую ситуацию на благо развития ребенка.

Страхи в детском возрасте и как их преодолеть

                                        Страхи в детском возрасте и как их  преодолеть

      Когда уже начавшие ходить малыши начинают активно осваивать территории вне дома, у родителей появляется много вопросов к проектировщикам и дизайнерам городских пространств. Неужели до сих пор нельзя придумать тихие сушилки для рук и унитазы, которые выполняют свою работу без резких и оглушительных звуков? Почему площадку для выгула собак нельзя расположить подальше от дороги в садик? Кажется, весь мир пытается напугать вашего ребенка.

           На самом деле, как бы не изменилась городская среда, дошкольники всегда найдут чего бы еще испугаться. Если внимательно присмотреться к малышам, можно заметить, что на дошкольный возраст приходится огромное количество разнообразных страхов.
          Мама двоих детей вспоминает, что в определенные моменты у малышей появлялисьразличные страхи, которые становились головной болью всей семьи на протяжение нескольких месяцев. Один целый год боялся собак, и стоило только какому-нибудь псу появиться на горизонте, как чадо пряталось за ближайшие кусты. Другой малыш в какой-то момент очень переживал, что кто-то из семьи может поперхнуться леденцом и задохнуться. И, разумеется, у каждого был период страхов темноты и проблем с засыпанием.
       Давайте же разберемся в чем суть детских страхов, и как помочь малышу их преодолеть.

                                                     Детские страхи – это часть нормального развития ребенка
       Если попытаться создать топ детских страхов по версии современных дошкольников, то в пятерку лидеров точно войдут следующие:
● Животные – собаки, кошки, насекомые, змеи и крупные птицы.
● Страх потеряться – потерять маму на детской площадке или в магазине, не успеть выйти вместе с ней из автобуса.
● Неожиданные и/или громкие звуки - говорящие игрушки, будильники, самолеты, сушилки для рук, домашняя техника.
● Сказочные персонажи и ростовые куклы - аниматоры в больших костюмах, Дед Мороз, клоуны, персонажи мультиков. Разумеется, не стоит забывать о монстрах всех мастей и размеров.
● Темнота. Этот страх, правда, сложно назвать детским. Даже взрослые не чувствуют себя спокойно и расслаблено в темноте. Страхи непонятного и незаметного являются инстинктивными.

       Чувство страха – это не какая-то особенная черта детей. Эта эмоция является частью жизни человека любого возраста и помогает ему держаться подальше от опасностей. Взрослые тоже в большей или меньшей степени боятся разных вещей: кому-то некомфортно рядом с чужими собаками, кто-то откровенно боится высоты, а некоторые и во взрослом возрасте не горят желанием спать в полной темноте.
 
                                                                       Как помочь ребенку справиться со страхом?
        Теперь давайте разберемся, что может сделать родитель в момент, когда ребенок чего-то испугался.

1. Признайте факт того, что ребенок напуган

Стратегия полного отрицания страха кажется заманчивой, особенно, если вы прекрасно понимаете, что малышу ничего не угрожает. Например, ребенок испугался Деда Мороза в торговом центре. В этой ситуации так и тянет сказать что-то в духе «Не бойся, всё хорошо!».
     Однако, подобные фразы вряд ли помогут ребенку перебороть страх. Гораздо более полезным для детского развития будет описание ситуации и эмоций ребенка. «Я смотрю ты прячешься за меня и не хочешь проходить мимо. Он совсем не похож на тех дедушек, с которыми мы знакомы, да? Я бы тоже испугалась, увидев его впервые. Я понимаю, как тебе страшно».

2. Помогите малышу успокоиться

       
Обычно достаточно обнять и приласкать ребенка после того, как он напугался, чтобы дать понять, что вы рядом, и ему ничего не угрожает. Иногда можно добавить пару фраз, которые окончательно убедят ребенка, что он безопасности, например, «Я тебя очень люблю и никогда не дам в обиду!» или «Обещаю, этот дедушка точно тебя не обидит».

3. Расскажите ребенку больше об объекте его страха

      После того, как ребенок немного успокоился, можно попробовать рассказать что-то о пугающем его предмете.
   Если малыш боится кладовки, включите свет и используйте врожденную любознательность своего ребенка, чтобы разобраться, какие вещи тут хранятся. Это поможет малышу избавиться от страшных образов в голове.
      Если ребенок боится стиральной машинки, покажите, как мыло отстирывает пятна с одежды, и расскажите, что машинка может делать это за вас. Можно даже провести эксперимент и проверить, какой метод стирки лучше справляется с пятнами.

       Если лай собак доводит ребенка до слёз, попробуйте поговорить о том, как животные разговаривают друг с другом, а потом можно вместе придумать, о чём могут так громко болтать соседские собаки. Полезно также посмотреть передачу о животных или, если ребенок согласится, попросить друзей-собачников взять вас с собой на прогулку.

      

В моменты, когда ребенок узнает новую информацию о вещах, которые его пугают, представления о них меняются. Возможно с первого раза страх не пройдёт. Но сам факт подобного диалога – это огромный шаг в развитии. Малыш слышит, как вы связываете слова с эмоциями, знает, что находится под надежной защитой, и узнаёт новую информацию об окружающем мире.

4. Разыграйте или нарисуйте страх малыша
        Изображение своих страхов на бумаге или на сцене отлично помогает избавиться от них. Сшить костюм подкроватного монстра, разыграть в пальчиковом театре сцену укрощения страшной собаки или всей семьей нарисовать самые страшные электроприборы. Можно провести тематическую вечеринку или придумать смешные истории с пугающим ребенка объектом. Чувство юмора, креативность и чуткость родителя помогут ребенку справиться даже с укоренившимся страхом.
      Для дошкольника игра и творчество являются основными способами познания мира, поэтому именно через игру легче всего донести до него новую информацию или изменить представления малыша о мире. Игры или рисунки, героями которых становятся источники страхов, позволяют ребенку в безопасной обстановке прикоснуться к ним и увидеть их с новой стороны.

                                                                                       Когда стоит насторожиться?
     Не всегда детские страхи проходят легко и безболезненно. Если у малыша был травмирующий опыт (например, его покусала собака или он потерялся в метро), или в семье произошли события, которые могли негативно повлиять на развитие ребенка (развод родителей, смерть близкого родственника, серьезный конфликт между взрослыми), то страхи могут стать патологическими или может развиться тревожность. Отличие тревоги от страха в том, что ребенок испытывает беспокойство, но не очевидна причина страха, и сам малыш не может её назвать.
      Родителям следуют насторожиться, если вместе со страхами у ребенка появились вредные привычки (например, грызть ногти), тики, сильно изменилось поведение или появились серьезные проблемы со сном.

       В этих случаях мы рекомендуем обратиться на консультацию к детскому психологу. После комплексной диагностики и беседы с ребенком и родителями, он сможет определить, стоит ли всерьез переживать и, при необходимости, даст рекомендации по исправлению ситуации. Помните, что любовь и терпение позволяют решить даже самые сложные проблемы!
 
                                                                                                            Выводы
      Дошкольники часто испытывают страх. Переживание этой эмоции является частью развития малыша и в большинстве случаев не должно вызывать серьезного беспокойства у родителей. Если ребенок пугается, важно дать ему возможность почувствовать себя в безопасности, обсудить его эмоции, а затем показать ребенку объект его страха и рассказать что-то о нём. Чаще всего уже этого бывает достаточно, чтобы страх ослаб и спустя какое-то время окончательно пропал. Обрести уверенность отлично помогают рисунки и театральные постановки. Такая проработка является большим вкладом в эмоциональное и интеллектуальное развитие детей.

         Если с малышом случилось что-то плохое или сложности настигли семью, а у самого ребенка появились настораживающие изменения в поведении, то стоит обратиться на консультацию к детскому психологу. Он сможет помочь найти выход даже из непростой ситуации.

Как выбрать развивающие занятия для ребенка?

                                                                 Как выбрать развивающие занятия для ребенка?

          Детям необходимо общение и смена обстановки, поэтому большинство родителей рано или поздно задумываются о выборе кружков и развивающих занятий для своих детей. На что обратить внимание при выборе секций? Как подобрать активность, которая пойдёт ребенку на пользу? Специалисты  МБДОУ ответят на ваши вопросы.
           В первую очередь давайте разберемся, такие ли разные все эти кружки.

                                                                                                    Спортивные секции

          Первое, что приходит на ум – это спортивные секции для малышей. В некоторые группы принимают уже с 3-4 лет, занятия обычно ведут профессиональные тренеры, а первые результаты видны уже через несколько месяцев.

         Достаточное количество движения и возможность выплеснуть энергию совершенно необходимы малышам. Спортивные секции способствуют развитию координации, тренируют мышцы и укрепляют иммунную систему ребенка. Да-да! Уже давно доказано, что дети, у которых выше физическая активность, болеют гораздо реже сверстников.
          К тому же на спортивных занятиях малыши учатся внимательно слушать тренера и выполнять словесные инструкции, у них развивается самоконтроль, память, внимание, мышление.
           Многие родители переживают за травмы и повышение агрессивности, особенно при занятиях боевыми искусствами, но мы уверены, что профессионал, умеющий работать с детьми, способен свести их вероятность к минимуму и ограничить парой синяков. Корни же детской агрессии обычно лежат гораздо глубже простого подражания, а именно на занятиях боевыми искусствами тренеры уделяют особенное внимание дисциплине, работе в команде и обучают детей, как выходить из конфликта без применения силы.

 
                                                                     Занятия изобразительным искусством

       Рисование, лепка, аппликации, пластилиновая анимация и другие виды изобразительного искусства являются непременной частью детства. Ответственные родители наверняка знают о влиянии подобных занятий на мелкую моторику, развитие когнитивных процессов и креативности. Возможно, именно поэтому выбор таких занятий огромен. Занятия изобразительным искусством строятся на двух основных подходах: свободное творчество ребенка и обучения его работать с образцом. Первый подход вносит огромный вклад в развитие креативности и пространственного мышления, а также имеет терапевтическую силу, помогая малышу безопасно выражать свои эмоции. Работа с образцом полезна для развития произвольности, понимания пространства, а также приобретения навыков работы с разными материалами и умений слышать и выполнять инструкции. Грамотный педагог обычно использует комбинации задач, предлагая детям как отработку определенных схем, так и свободу самовыражения.
 

                                                                                              Музыка и танцы

         Занятия музыкой и танцами, возможно, самые популярные формы детских развивающих занятий. Перечислим основные преимущества: развитие гибкости и координации, расширение кругозора, развитие слуховой памяти и произвольного внимания.
Использование музыки требует от педагога проявления креативности и чуткости к детским переживаниям. Ведь на уроках музыки и танцев или ритмике речь идет не просто об освоении навыков, но и воспитании вкуса, умения видеть прекрасное и выражать свои чувства через различные виды искусств. Отдельно хочется отметить, как музыку и ритмы начали использовать для развития речи детей. В процесс освоения правильного произношения и распознавания звуков включается движение, за которым следует большая вовлечённость мозга в запоминание. Занятия логоритмикой, помимо очевидных плюсов музыкальных занятий, позволяют «разговорить» малышей, поставить правильное речевое дыхание, развить умения детей распознавать звуки речи, а также расширяют их словарных запас и делают произношение звуков отчетливее и правильнее.

 
                                                                                    Общеразвивающие занятия

      Обычно подобные занятия проводят приверженцы альтернативных направлений обучения, например Монтессори детский сад (школа), вальдорфский детский сад (школа), семейное образование и др. В этом подходе уделяется особенное внимание личности ребенка и воспитании в детях самостоятельности и креативности. Например детские сады Монтессори и более короткие Монтессори занятия направлены на гармоничное когнитивное развитие детей, улучшение их коммуникативных навыков и расширение кругозора.
      Преимущества общеразвивающих занятий не только в специальной подготовке педагогов, но и в особенной организации развивающей среды и использовании специализированных игрушек и дидактических материалов, которые требуют знаний и педагогического опыта.
        Занятия могут проводиться один на один, в группе, а для самых маленьких организуются групповые и индивидуальные занятия «вместе с мамой», которые не только идут на пользу малышам, но и подсказывают мамам новые идеи совместных игр с ребенком.
 

                                                          Развивающие и коррекционные занятия с психологом

         Эмоциональная нестабильность, упрямство, ранимость и другие особенности могут быть как врожденными особенностями личности, так и последствиями травмирующих событий (развод родителей, смерть родственников, серьезные конфликты) или сложных периодов в жизни семьи (рождение братика или сестрички, переезд). Занятия с психологом позволяют улучшить эмоциональный фон ребенка, учат малыша лучше осознавать свои чувства, внимательнее относиться к себе, а консультации для родителей помогают скорректировать воспитательные стратегии и объяснить те или иные особенности в поведении малыша.
       Отдельно следует упомянуть работу нейропсихологов, которые с помощью специальных комплексов упражнений стимулируют развитие мозга ребенка и позволяют установить недостающие нейронные связи. Так, например, регулярные занятия с нейропсихологом позволяют снизить утомляемость ребенка, улучшить его когнитивные способности или скорректировать те сферы развития, где намечается отставание от сверстников (например, если малыш никак не может начать говорить, не справляется с программой и т.п.).
       Важно помнить, что психологи и нейропсихологи не волшебники, поэтому для того, чтобы спланировать эффективную программу занятий, им необходима достаточно подробная диагностика ребенка и беседа с родителями. В некоторых случаях после диагностики малыша родителям рекомендуют также посетить невролога или педиатра для прояснений особенностей здоровья. Только после установления полной картины, можно составить план развивающих занятий.
 
                                                                                                 Занятия с логопедом
       Исправить нарушения речи и задержки речевого развития по плечу логопеду. Занятия с логопедом позволяют помочь малышу начать говорить, скорректировать произношение звуков (например, поставить сложные звуки [л] и [р]), избавиться от заикания, научиться излагать свои мысли и правильно использовать различные части речи (например, предлоги и местоимения).
 
                                                                                        Занятия иностранным языком
       Мозг детей невероятно восприимчив к любой новой информации, а память на слова работает куда лучше, чем у любого взрослого. Именно поэтому многие педагоги рекомендуют знакомить детей с иностранными языками ещё в дошкольном возрасте. Регулярные занятия и увлекательный формат уроков позволят ребенку полюбить язык, почувствовать себя комфортнее при его использовании и быть на высоте, когда преподавание языка начнётся в школе.
 
                                                                                                 Подготовка к школе
         Для детей 5-6 лет очень важно провести качественный курс подготовки к школе. При этом упор надо делать не только на содержании, но и на формате занятий, ведь помимо базовых представлений о буквах, цифрах и окружающем мире, малыш должен понимать правила урока, уметь общаться со старшими и сверстниками, привыкнуть к формату урока. Профессиональные педагоги разработали несколько программ, которые позволяют малышу начать свою школьную жизнь успешно и без стресса.
  
                                                                            Как выбрать занятие для конкретного ребенка?
      Безусловно перегрузка в дошкольном возрасте вредна не меньше, чем недостаток общения и возможностей для образования. Как же выбрать кружки, которые пойдут на пользу именно вашему ребенку?

● Месторасположение занятий
Мы не рекомендуем выбирать занятия для дошкольников далеко от дома, какими бы замечательными они ни были. Долгие поездки изматывают ребенка, а долгие путешествия в общественном транспорте чреваты возможностью подхватить какую-нибудь инфекцию или простыть. Идеальным вариантом будут секции, расположенные в пешей доступности от дома.
● Индивидуальные особенности малыша

Мы все уже рождаемся с характером, но родительский талант заключается в умении предоставить ребенку возможность проявить свои сильные стороны и развить те навыки, которые даются с трудом. Подумайте, что привлекает ребенка, к чему он проявляет особый интерес. А что удаётся с трудом? Иногда родители выбирают кружки «для удовольствия» и кружки для «развития». Например, если девочка проявляет интерес к рисованию, но при этом скоординирована хуже сверстников, можно попробовать совместить посещение кружка изобразительного искусства с занятиями танцами, чтобы с одной стороны дать ребенку возможность раскрыть природный талант, а с другой стороны укрепить сферы, где есть некоторые сложности.

● Состояние здоровья ребенка и атмосфера в семье
      Бесспорно, занятия борьбой или спортивной гимнастикой укрепляют здоровье и развивают детей физически, но это верно только для тех детей, которые не имеют противопоказаний к занятиям спортом. Прежде чем отдать ребенка в секцию, убедитесь, что его здоровье позволяет подобные нагрузки.
       Если малышу пришлось столкнуться с травматичными событиями, не затягивайте с визитом к детскому психологу. Также имеет смысл посетить специалиста, если у ребенка возникли поведенческие трудности. Будьте уверены, что неожиданные вспышки агрессии психолог поможет исправить гораздо быстрее и профессиональнее, чем тренер по борьбе или хоккею.
 
● Личность педагога
      Что ни говори, а личность педагога – это где-то 80% успеха кружка. Сложно сказать, что есть определенный выигрышный стиль ведения занятий, кто-то устанавливает жесткие правила, кто-то даёт много свободы, некоторые учителя становятся друзьями, другие строгими наставниками и примером для подражания.
      Однако, стоит помнить, что стиль общения с воспитанниками и отношение к своей работе – это очень разные вещи. Не стоит посещать занятия педагогов, которые самоутверждаются за счёт детей, относятся к работе спустя рукава или просто не любят то, что делают. Такие занятия никогда не приведут к положительным результатам.
 
● Оптимальное расписание
      Если малышу нужно «поесть и поспать по дороге с одного занятия на другое», то в его расписании что-то не так. Создавая оптимальную среду для развития ребенка, учитывайте, что полезнее разнообразие активностей, а не их количество.
      При составлении расписания занятий для малыша помните, что помимо кружков и развивающих занятий у ребенка должно быть время на самостоятельные игры, спокойный приём пищи, достаточный сон, прогулки на свежем воздухе и общение с семьёй и сверстниками.
      Старайтесь чередовать более и менее насыщенные дни, следите за тем, как ребенок реагирует на повышение нагрузки (сигналами того, что он не справляется могут быть проблемы со сном, капризы, плаксивость, частые простуды и т.д.) и помните, что даже позитивный опыт является нагрузкой для молодого организма, которая необходима, но должна быть отрегулирована взрослыми.
 
● Не бойтесь перемен!
        Если малыш не хочет больше ходить на секцию, ни в коем случае нельзя отвечать ему фразами: «Нельзя бросать», «Мы уже заплатили деньги» и т.д. В первую очередь надо выяснить, что является причиной протеста. Может быть конфликт с другим ребенком или учителем, может не понравилась новая тема занятий, возможно занятия проходят слишком рано утром или поздно вечером и так далее. Постарайтесь поговорить с ребенком, спросить педагога, как он видит ситуацию. Возможно, что-то будет понятно на этом этапе, а может быть ребенок просто перерос эту активность и его заинтересовало что-то ещё. В любом случае, принимать решения нужно после анализа всех причин.
 
                                                                                                         Выводы
        Всё обилие кружков и секций для дошкольников можно легко разложить по нескольким категориям. Понимая, что предлагается в детских клубах вашего района, какие особенности характера и развития есть у вашего ребенка, можно наметить несколько возможных вариантов и сходить туда сперва без ребенка. Пообщавшись с педагогом и узнав побольше о занятиях, вы можете предположить, что понравится и будет полезно для развития вашего малыша. Мнение самого ребенка тоже нельзя оставлять без внимания – отслеживайте интересы крохи, обращайте внимание на успехи и сложности, с которыми сталкивается ребенок и не бойтесь пробовать разные форматы и направления занятий.